Главная О ТНРМЖ Полезные материалы Как осуществляется прием по острой боли

Как осуществляется прием по острой боли

Многие пациенты с острой болью, придя в частную или государственную медицинскую организацию, требуют, чтобы врач их принял без записи и прямо сейчас. Законно ли их требование?

«Острая боль» – это чисто медицинский термин, означающий состояние в противовес боли хронической. Нормативного определения этому термину нет. Основным критерием острой боли является крайняя степень выраженности (интенсивности) болевого чувства.

Однако согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ юридическим критерием для принятия решения о немедленном приёме пациента служит экстренное состояние, а не наличие у пациента острой боли.

Перечень экстренных состояний указан в пункте 11 приказа Минздрава России от 20.06.2013 № 388н. Среди прочих есть и болевой синдром, но только при условии, что он представляет угрозу жизни пациента. Например, острая боль, свидетельствующая о прободении язвы желудка.

Однако для того, чтобы врачу оценить состояние пациента с острой болью, его в любом случае необходимо осмотреть. Да, это будет не полноценный осмотр, но уделить время для оценки состояния и принятия соответствующих мер всё же придётся. И не исключено, что потребуется принять пациента вне записи, даже если для этого необходимо перенести по времени следующий прием.

Запись в большинстве медицинских организаций осуществляется за несколько дней. Все пациенты приходят строго в назначенное время. Врач чаще всего не может прервать приём, это вызовет нарекания и конфликтную ситуацию. Ведь пациенты ни в чем не виноваты, они тоже нуждаются в квалифицированной помощи.

Поэтому пациенты с острой болью приходят в клинику и в порядке живой очереди ждут «окна» у врача – когда один пациент выходит с приёма, а другой еще не зашёл – именно в это время специалист может провести осмотр и оценить состояние.

А дальше два варианта:

1. Врач делает вывод, что ситуация экстренная, снимает пациенту, при возможности, острую боль, вызывает бригаду скорой медицинской помощи, оказывает до её приезда первую помощь согласно приказу Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н.

2. Врач делает вывод, что жалобы пациента не беспочвенны, но угрозы жизни нет. Такое состояние называется «неотложным». Частная медицинская организация может либо предложить пациенту подождать, когда у врача освободится время, и получить услугу платно, либо записать пациента в клинику на другое время, либо порекомендовать ближайшие медицинские организации, оказывающие аналогичные услуги по программам ОМС. Государственная медицинская организация в любом случае окажет медицинскую помощь бесплатно, но при отсутствии угрозы для жизни не всегда безотлагательно.

Для оценки состояния организма на предмет необходимости оказания экстренной помощи много времени не нужно, однако иногда время приёма следующего пациента может сдвинуться. Как в таком случае поступить с пациентом, который пришёл в клинику по записи?

Я рекомендую включить в текст договора дополнительное условие. Оно может выглядеть так: «В силу существующей публичной обязанности, предусмотренной п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, плановый приём специалиста может быть перенесён по причине обращения в медицинскую организацию гражданина с заболеваниями или состояниями, потенциально представляющими угрозу для его жизни».

В общем, не всё так просто с острой болью )

@orgzdrav_info

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.